Здравствуйте, в прошлом году я выиграл грант ФСИ (Фонда современной истории), также в оценке работ участвовали специалисты из РАН, МГУ, МГИМО и д р. ведущие научные заведения. Моя работа была посвящена Хою - это по-моему первая научная работа по данной тематике, получившая научное признание и тем самым, оценив вклад Ю.Н.Клинских в историю России. Тема работы звучит так:"Начальный этап творчества группы "Сектор газа" как энциклопедия перестроечной жизни". Вот здесь подтверждение вышеприведенным словам: mhf.su/competitions/2010/studworks/results. Недавно мне выслали экземпляр , где эта работа официально опубликована в издательстве МГУ им.Ломоносова. Надеюсь, что она послужит достойно памяти Хоя. С Уважением, Прокопенко Роман.


Прокопенко Роман
"Начальный этап творчества группы «Сектор газа» как энциклопедия перестроечной жизни"

 

Введение

 

Чем шире круг источников, тем глубже и точнее будет историческое исследование. Время перестройки, впрочем, как и любой другой исторический период, – это не статичный набор официальных хроник и документов, это жизнь многих людей, их страсти, переживания, радости, мысли. Еще Н.В. Гоголь заметил, какое громадное значение имеет описание людей «из глуши» для дальнейшего улучшения человека и избегания прошлых ошибок в обществе: «Зачем же изображать бедность, да бедность, да несовершенство нашей жизни, выкапывая людей из глуши, из отдаленных закоулков государства? Что ж делать, если уже такого свойства сочинитель, и, заболев собственным несовершенством, уже и не может изображать он ничего другого, как только бедность, да бедность, да несовершенство нашей жизни, выкапывая людей из глуши, из отдаленных закоулков государства. И вот опять попали мы в глушь, опять наткнулись на закоулок»[1].

Автор проекта «Сектор газа» Клинских Юрий Николаевич (1964-2000) как раз и являлся тем провинциальным человеком, который представлял собой народ и его душу в те времена. С его песнями советский гражданин вставал на работу, уходил в армию, отмечал праздники, ругал власть, одним словом, жил вместе с ними. Анализ данного процесса и хотелось бы представить в нашей работе.

 

Неизвестный герой своего времени.

 

В научной литературе материалы о Ю. Клинских отсутствуют[2]. На протяжении всей жизни его почти не показывали по телевидению, о нем мало писали в газетах и журналах, его практически не было слышно по радио. Связано это было не только с нецензурными выражениями, используемыми в творчестве, но и с тем, что в его песнях повсюду присутствовала злободневная тематика. Но, так как запретный плод всегда сладок, Хоя[3] слушали многие.

В доказательство необычайной популярности в СССР группы «Сектор газа» приведем некоторые сведения. Первые альбомы разошлись по стране в основном в виде пиратских копий, число которых доходило до нескольких миллионов магнитофонных кассет[4]. Тираж грампластинки «Колхозный панк», вышедшей в 1991 году, составил 100 000 экземпляров[5]. По результату опроса продавцов музыкальных киосков Москвы, проведенного воронежскими корреспондентами, звукозаписи группы занимали первое место по продажам. А рейтинг газеты «Комсомольская правда» показал, что «Сектор газа» входит в 18 лучших исполнителей страны[6].

Таким образом, получается своеобразный парадокс: с одной (официальной) стороны, «Сектор газа» был табу, с другой (неофициальной) – Юрий Клинских был широко известен в народе и любим им.

Перестройка

 

К моменту избрания Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева обстановка в стране была непростой. Самый популярный тост советского человека, а пил он тогда часто и много[7], в то время: «Лишь бы не было войны!». Гражданин Советского Союза готов был вытерпеть все ради исполнения этого пожелания. Яркой иллюстрацией послужит отрывок из книги Раисы Максимовны Горбачевой: «Еще несколько лет назад практически на любой встрече Михаила Сергеевича с людьми звучал возглас: «Только бы не было войны!» А в 60-70-х годах даже у меня, еще совсем молодой женщины-социолога, ходившей с опросным листом от одного сельского двора к другому, люди, особенно женщины-матери, выпытывали тревожно: «А войны не будет?» Я их спрашиваю о зарплате, о работе, о детях, семье, об их нуждах, а они в ответ: «Лишь бы не было войны!»[8]. Последний президент СССР сложившееся положение выразил словами: «Когда я первые дни ездил по стране, сплошь и рядом было одно пожелание от наших граждан: «Михаил Сергеевич сделайте все, не жалейте денег, все надо отдать, но не допустить ядерной войны». Когда это было сделано – забыли что это такое, уже надо было другое. Это понятно! Но такова логика жизни»[9]. Таким образом, бывший глава государства признает, что «не жалел денег», «все отдал», так как граждане сами просили его об этом. Тогда политическую деятельность Горбачева по ликвидации угрозы ядерной войны стоит назвать не иначе как спекуляцией власти на чувствах собственного народа, ведь он был запуган войной на протяжении нескольких поколений, а государство поощряло страх, который отвлекал от других социально-экономических, политических, внутрисемейных проблем.

А их действительно было достаточно. Один квартирный вопрос чего стоил: официальный размер жилплощади в 80-х годах составил 11 кв.м. на человека[10]. Однако, скорее всего, эти данные были завышены. Профессор М.С. Восленский видит норму в 9-12 кв.м. на человека как официально разрешенный максимум[11]. Чтобы получить квартиру в советское время, нужно было состоять на учете по 10, а то и по 15-20 лет. Если за это время кто-нибудь из членов семьи умирал, тогда семью из квартирной очереди «выбрасывали», так как на каждого из живых выходило уже больше жилплощади. Из воспоминаний современника: «В связи с этим ужасом существовало невероятно много совершенно фантастических способов встать на этот учет: фиктивные браки, прописывание к себе сельских родственников и т.д., вплоть до того, что были случаи, когда люди не регистрировали смерть члена семьи, а за взятку годами (!) держали его в холодильнике морга»[12].

Не следует забывать и про такое явление советской действительности, как «стукачество». Ради мимолетного поощрения человек спокойно доносил на своих товарищей. Шкурнические инстинкты поощряло высшее руководство, то и дело подчеркивая, что человек существует для государства, а не наоборот. Лишился государственной поддержки – приготовься к расстрелу (при Сталине), лишению гражданства (яркие примеры А.И.Солженицына и шахматиста В.Л. Корчного во времена правления Брежнева), отправляйся в ссылку (как поступили с А.Д. Сахаровым), садись в тюрьму, ложись в психиатрическую больницу и т. п. Если же человек принадлежал к бюрократическому аппарату, то он еще больше дорожил своими привилегиями, тем более ели обладал советским потребительским идеалом – машина, квартира, дача[13]. В творчестве А. Галича, Ю. Кима, В. Высоцкого «стукачество» рассматривалось как одна из негативных, но ставшая нормой форма поведения людей[14].

Была и еще одна составляющая идеологического клише «Лишь бы не было войны!» - Советский фонд мира (СФМ). Смысл фонда заключался в том, чтобы каждый советский человек на добровольно-принудительной основе боролся за мир во всем мире. На деле, «борьба за мир, прежде всего, была дискурсом о борьбе за мир»[15]. Хотя весьма важна была и финансовая составляющая. СФМ был очень богатой организацией[16], так как многие граждане осуществляли туда свои пожертвования (иногда искренне добровольно, иногда принудительно) из зарплат, пенсий, пособий на детей[17].

Об этих, и еще о многих других чертах советской жизни, пел Юрий Хой. В подтверждение приведем слова из 11-ой композиции альбома «Плуги-вуги»: «Пусть мы грязные, голодные, оборванные, хой! /Но мы по уши уж сыты истребительной войной, /Мы не ждём, пока вражине стукнет в голову моча, /Свято чтим мы наставления Леонида Ильича: /Он гутарил нам о том: /Только б не было войны, /Только б не было войны, /Только б не было войны, /О-о-ой! /Только б не было войны, /Только б не было войны, /Только б не было войны, /О-о-ой! /Мы согласны жрать помои, мы согласны пить мочу, /Мы согласны лизать ноги пидорасу-стукачу, /Мы согласны жить в общагах, нам не надо ни хрена, /И любой мы жизни, рады только б не пришла война, /И народу наплевать: Тьфу! /Мы согласны в фонды «мира» всю зарплату отдавать, /Мы согласны за копейки в мыле каждый день пахать, /Нам плевать на неудобства – будем жить, как скажут нам, /Будем все ходить в теплушках, лишь бы сгинула война»[18].

Аналогичный пример из песни «Патриот»: /Спасибо нашей партии, поклон ей до земли, /За честь ее все вместе встанем плотною стеной. /С мозолью, на заводе, заработаем рубли, /И отдадим в фонд мира и в фонд партии родной!»[19].

Острая проблема искусственного прерывания беременности[20] не осталась без внимания в песне «Аборт или роды»[21].

Коррупция, «блат» были неотъемлемой частью жизни. Типичные разговоры того времени: «Поступил в хороший ВУЗ? – Сколько заплатил?», «Защитил диссертацию? – Кому занес?». «Хорошая работа только по «блату». «Без связей никуда»[22]. В «Подкупе» «Сектора газа» ярко описывается портрет человека, привыкшего «играть по таким правилам»: «Я парень тупорылый, но это ерунда, /Я вылезу из грязи и влезу хоть куда, /Мой папочка богат - деньги куры не клюют, /Он для меня всегда найдёт везде приют: /Пойду хоть в институт или в университет, /В любом заведенье для меня преграды нет, /Помажет папу лапу и я уже студент, /Помажет папа две и я уже доцент. /Тупой я очень парень как нос у сапога: /Мой дефективный череп не варит ни фига, /Но влезу в министерство, но влезу хоть в ЦК, /Пока будет помазана мохнатая рука»[23]. В том же ключе, в грубой, но заслужившей, форме, дан совет как добиться успеха по работе карьеристу, не имеющего богатых родителей: «Я кланяюсь начальнику, ведь он второй отец, /Но надо только вовремя подлизывать попец, /За месяц от рабочего до мастера дошел – Зарплата стала больше и на сердце хорошо. /Я скоро обязательно вступлю в КПСС, /К служебной лестнице вдруг появился интерес, /Мне надо лишь побольше языком своим трепать. /В угоду всем начальникам, в три бога, в душу, мать. /Кому-то подлижу, а кого-то застучу, /Начальником ядреным я очень стать хочу, /А кто не лижет попу тот рабочим и помрет – И будет могилой ему родной завод»[24].

Постановлениями ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» от 7 мая 1985 года[25] дан был старт антиалкогольной кампании. Разумеется, ситуация с потреблением алкогольной продукции в стране, не должна была оставаться без внимания. Но те мероприятия, которые проводила власть в борьбе с пьянством, породили еще больше проблем и непонимания в обществе. Несмотря на такие достижения, как уменьшение употребления и продажи спиртного[26], увеличение продолжительности жизни[27], сокращение смертности[28], антиалкогольная кампания имела ряд отрицательных последствий:

1) ежегодный розничный товарооборот сократился на 15,75 млрд. рублей[29];

2) реальное снижение потребление алкоголя было менее значительным, из-за развития самогоноварения[30];

3) дефицит сахаросодержащей продукции[31];

4) увеличение потребления наркотических, токсикологических, стеклоочистительных средств и как следствие массовые отравления среди населения[32];

5) общее недовольство реформой и политикой государства[33];

6) беспрецедентное уничтожение сортов винограда[34];

7) рост теневой экономики[35];

8) возрастание отличий между жизнью партийно-номенклатурной элиты и остального народа[36].

«Сектор газа» и на этот раз не оставил в стороне деятельность государства. Так, в песне «Самогонщики», звучат следующие слова: «Штрафуют пусть на триста, на пятьсот и на кусок, /Дадим мы план по самогону точно в срок, /Пусть водка дорожает хоть до тысячи рублей, /Мы будем гнать свой суррогат, а ну-ка друг, налей. /Пусть нет сахарина, нет конфет, и нет дрожжей, /Мы из свеклы прогоним – закваска есть уже. /А в очередь за водкой мы не встанем никогда – /Бросать на ветер деньги, –/Да хер ты угадал!»[37]. Дополняют картину песни «Наркоман»[38], «Ядрена вошь» (где есть такие строки: «...Весь дихлофос давно попили алкаши...»)[39], «План»[40].

Первая и последняя композиции напрямую относятся к проблеме наркомании, которая в стране Советов существовала всегда, но замалчивалась[41]. Из воспоминаний современника: «Сейчас проблема наркомании существует. И много других проблем. Но начались они не в 1991 году, а гораздо раньше – в брежневские времена, как минимум. А разрослась она потому, что в совдепе всё, что не укладывалось в догму, считалось несуществующим, и бороться с такими явлениями было крайне тяжело»[42]. Добавим, что процент наркоманов сильно увеличился после того, как начался вывод войск из Афганистана[43].

Ко всему прочему, добавилась катастрофа на Чернобыльской АЭС, случившаяся 26 апреля 1986 года. Ее тема задета в песне «Импотент»[44]. Затем, в 1987 году, было официально объявлено о заражении СПИДом гражданина Советского Союза[45].

«Сектор газа» уже в своем первом альбоме затронул табу[46]. До него о СПИДе ни один отечественной представитель музыки не заявлял. Юрий Клинских постоянно находился на одном витке со временем, упоминая о самых запретных темах. В корне отличались те, кому было дозволено выступать по телевидению и радио. То, о чем они пели, и личное отношение к происходящему высказано в «Эстрадной песне»: «Я тебя люблю, как никто не любил», /«Ты не любишь меня, как никто не любил», /«Мы не любим друг друга как никто не любил», /«Мы не можем друг без друга как никто не мог», /Эстрадная песня в натуре я очень тащусь! /«Луна-луна», «Цветы-цветы», /«Птица счастья завтрашнего дня» /«Лаванда горная, лаванда» - всё в кайф! /«На два дня, на два дня вы забудьте про меня», /«На недельку до второго я уеду в Комарово», /«Я буду долго гнать велосипед», «Барабан был плох» - барабанщик сдох. /Ну че, вам надоело? - А мне ещё нет! /Эстрадная песня в натуре я очень тащусь!»[47].

И, конечно, группа не могла обойти стороной тему дефицита: « ...И не достать мне дихлофос или бензин, / Куда не сунься — дефицит один![48]; «Я наиважнейший в мире препарат, /Я дефицит и мне каждый рад» (про презерватив)[49]. В подтверждение существования данного явления советской действительности приведем слова современника той эпохи: «В дефиците было всё: хорошая одежда, обувь, еда, чай, кофе, бытовые приборы, туалетная бумага, мыло, стиральный порошок, хорошие строительные материалы, обои, а также сантехника. Это было похоже на игру. Вся страна бегала и что-то доставала, о чём-то тайно договаривалась, ехала куда-то на склады за таинственным балыком, либо за банкой португальского растворимого кофе или чёрной икрой в родных синих баночках или по договорённости с таинственным дядей Сеней вы ехали на базу в поисках желанной немецкой кофемолки...»[50].

В одном из последних интервью, Юрий Клинских обозначил свое кредо: «...Реализм в нашей жизни главное...»[51]. На наш взгляд, вполне обоснованно. В своих песнях он старался учитывать не только события общественной и личной жизни, поступки людей, бытовые ситуации, но даже указывал цены на товары[52]. Причем цены соответствовали действительности[53].

Еще одной особенностью творчества группы является отражение двойственности сознания советского общества. С одной стороны, представляется уклад жизни сельского человека, с другой – быт горожанина[54]. Противопоставляется также коммунистическое и антикоммунистическое видение состояния государства[55]: «Мне так охота вам сказать про наш любимым строй, /Мне кажется, что каждый из вас согласен будет со мной, /Вот все говорят на Западе все очень хорошо, /Кто это скажет мне вот так, сотру я в порошок! /Все что советское – ништяк, машины и штаны, /Пусть дорого все стоит, но все наше, пацаны, /Ты на меня не зырь так люто и брови ты не супь, /Я знаю лучшая в мире валюта - это наш тамбовский рупь. /Мы славу партии поем любимой и родной, /За то, что так прекрасно правит нашею страной, /За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд, /Советские ракеты всех буржуев в пыль сотрут! /Ну что хорошего у них, один лишь стыд и срам: /Магнитофоны, видаки, зачем нужны они нам?! /Мы под гармошку попоем про наш любимый край, /Где честному рабочему, не жизнь, а просто рай. /Брось слушать свой буржуйский рок, вступай в КПСС! /И развивай в себе патриотический замес, /Мы все в стране советской очень весело живем. /Ах, как же жаль рабочих, что гниют за рубежом! /Широка страна моя родная и много в ней всего, /И кто сказал, что в магазинах нету ничего, /Раскрой глаза и глянь - на полках мягкий, свежий хлеб, /И минеральная вода, ты что, совсем ослеп?!..»[56].

Понимание того, что так дальше жить нельзя, учитывая то, что проблем становится все больше и больше, а решить их все сложнее и сложнее, многие советские люди поддерживали мысль о том, что в такой ситуации лучше быть умалишенным, чем вменяемым. Народное выражение «дуракам всегда везет» нашло свой отклик и в творчестве «Сектора газа»: Мы с приятелем вдвоём весело живём, /Нас недавно поместили в сумасшедший дом, /Там нас кормят, одевают, водят погулять, /И у каждого там персональная кровать. /По ту сторону забора бешеный народ: /Мчатся утром на работу – прямо смех берёт, /Пашут за станками, чтоб набить свой организм, /А у нас тут всё бесплатно – чистый коммунизм! /Мы с приятелем вдвоём весело живём, /Нет на свете лучше дома, чем родной дурдом! /Пусть зовут нас дураками, жрём зато за так, /А кто пашет за станками истинный дур-а-а-к»[57].

К 1990 году, на фоне непрекращающегося парада суверенитетов становилось ясно, что будущее Советского Союза находится под угрозой. Атмосфера, переданная музыкой и словами в начале песни «Ой ты, травушка зеленая»[58], ярко свидетельствует о назревающей масштабной перемене. И как следствие этой перемены наблюдается появление надежды на лучшую жизнь и возрождение исконных русских традиций[59], связанных с православием[60] и народным заступничеством[61].

Сложная обстановка в стране способствовала распаду государства, и 25-26 декабря 1991 года было объявлено о прекращении деятельности Союза Советских Социалистических Республик[62]. Завершилась целая эпоха в истории России.

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев первый этап творческого пути группы «Сектор газа», и соотнеся с ним события перестройки, можно сделать вывод о том, что песни Ю. Клинских-Хоя в достаточно большой степени отражают действительность того времени. В таком случае следует отметить, что на сегодняшний день в науке, на наш взгляд, незаслуженно замалчивается весьма интересный исторический источник, а именно творчество такого музыкального коллектива, как «Сектор газа». Изучение этого исторического источника могло бы расширить круг данных о последнем периоде истории СССР, и рассмотреть этот период с другого ракурса. Под ним мы понимаем изучение истории с позиции простого человека. Это направление в научной среде до сих пор остается в зачаточном состоянии. А между тем исследование данной проблемы даст возможность рассмотреть прошлое более углубленно.

Владимир Владимирович Путин, в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года заявил, что «крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века»[63]. Ответов на вопрос, почему произошла такая величайшая трагедия, называется много. Мнения варьируются от изношенности и обреченности советской системы в целом до всемирного заговора. Однако вообще не называется такая причина, как дисбаланс между решениями властей и мнением народа. Зачастую власть не желала замечать недовольство реформами и игнорировала советы своих граждан по поводу дальнейшего развития страны.

Пятнадцатого мая 1985 года М.С. Горбачев впервые в качестве главы государства встретился с обычными жителями города Ленинграда. Во время общения одна женщина высказала пожелание генеральному секретарю, чтобы он был поближе к народу. Горбачев парировал, еле разводя руками из-за нехватки пространства между людьми; «Куда же ближе?»[64]. Как видно из последующих событий, власть отступила от своего обещания. Михаилу Сергеевичу исходя из произошедшего было невдомек проявить интерес к тому, что слушает народ, чем он живет и что его волнует.

«Vox populi vox Dei», – говорили древние, что в переводе с латинского означает «глас народа – глас Божий». Одним из этих голосов и являлось творчество бывшего сотрудника ГАИ и грузчика Клинских Юрия Николаевича, чьи песни заслуженно находили поддержку советского общества и, наоборот, оставались не услышанными политическими деятелями.

 

Источник: Прокопенко Р.А. Начальный этап творчества группы «Сектор газа» как энциклопедия перестроечной жизни. История современной России: проблемы, документы, факты (1985-1999) /Материалы Международной конференции, 25 ноября 2010 года: В 2 т.Т.1. М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2011, с. 404-415. Ответственный редактор: доктор юридических наук, профессор А.А.Клишас. Научный редактор: канд. полит. наук С.М.Попова.

 

Автор выражает свою благодарность создателям сайта http://www.sektorgaza.net/ .

Скачать работу в формате DOC

 

 

 



Ссылки:

[1] http://www.gogol.ru/gogol/proizvedeniya_nvgogolya/mertvye_dushi_tom_2/

[2] Чего не скажешь о творчестве В. Цоя, К. Кинчева, В.Высоцкого, Ю.Шевчука и др. См., к примеру, Гуляева Г.Е. Концептуализация неба и небесных тел в рок-поэзии: на материале текстов К. Кинчева и В. Цоя: автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2009.; Бирюкова С.С. Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. М,1990; Иванов Д.И. Рок-альбом 1980-х годов как синтетический текст: Ю. Шевчук «Пластун»: автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Иваново, 2003.

[3] Хой — псевдоним Ю. Клинских.

[4] http://sektorgaza.net/wt_inf.htm

[5] http://sektorgaza.net/sektor-gaza-diskografia.php?sektor_gaza_album=5_kp91

[6] Тихомиров В. Хой! Эпитафия рок-раздолбаю. М.,ООО АНТАО, 2001, с.18.

[7] 14,5 л. абсолютного алкоголя на душу населения в 1984г. (по материалам книги А.В. Немцова «Алкогольная ситуация в России», М., Ассоциация общественного здоровья. 1995, 134 с.). Отметим, что по данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) уровень потребления спиртных напитков начинает представлять национальную опасность, если в стране в год на душу населения потребляется более 8 литров алкоголя (в переводе на чистый спирт). После этого порога начинается необратимое угасание этноса (Mäkelä K, Room R, Single E, Sulkunen P, Walsh B 1981. Alcohol, Society, and the State Vol I. A comparative study of alcohol control. Addiction Research Foundation, Toronto, Canada; Single E et al 1981. Alcohol, society and the state. Vol. II. The social history of control policy in seven countries. Addiction Research Foundation, Toronto).

[8] Р. М. Горбачёва. Я надеюсь…. М., Новости, 1991, 256 c. http://www.gorby.ru/rubrs.asp?rubr_id=638/

[9] Михаил Горбачев. Перестройка - 25 лет спустя. Канал «Россия 24», 27 марта 2010, http://rutube.ru/tracks/3094301.html

[10] Материалы XVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1986, с. 270.

[11] М. С. Восленский. Номенклатура. М., МП «Октябрь» «Советская Россия»,1991,с. 238.

[12] http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26761/, http://shkolazhizni.ru/blog/258210/

[13] Щепанская Т.Б. Символика молодёжной субкультуры: опыт этнографического исследования системы, 1986—1989 гг. М., Наука, 1993, с. 70.

[14] http://lib.ru/KSP/galich/galich.txt, http://www.bards.ru/archives/part.php?id=6183, http://www.bards.ru/archives/part.php?id=17791

[15] Орлова Г. А. «Трактор в поле дыр-дыр-дыр, / Все мы боремся за мир»: советское миролюбие в брежневскую эпоху. http://www.nlobooks.ru/rus/nz-online/619/620/626/

[16] В 1989 году в фонд поступило 201,6 млн. рублей, по тем временам колоссальная сумма. http://shiryaev.1mcg.ru/index.php?page=%CFublikacii

[17] Орлова Г. А. Указ. соч.

[18] Альбом «Плуги-вуги», Война, композиция № 11, Воронеж, июнь 1989.

[19] Альбом «Колхозный панк», композиция № 12, Воронеж, июнь 1989.

[20] Статистика абортов в СССР была засекречена, но позже, когда были обнародованы данные (в перестроечную эпоху), выяснилось, что в России их число превышало кол-во живорождений. http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_abo.php

[21] Альбом «Колхозный панк», композиция № 8, Воронеж, июнь 1989.

[22] Из разговора автора с современниками перестройки 27 июля 2008.

[23] Альбом «Плуги-вуги», композиция № 8, Воронеж, июнь 1989.

[24] Альбом «Колхозный панк», Карьерист, композиция № 9, Воронеж, июнь 1989.

[25] Газета «Правда» от 17 мая 1985г., http://www.sovietwine.com/history/ukaz1.html, http://www.sovietwine.com/history/ukaz2.html

[26]Разводский Ю.Е., Немцов А.В. Сравнительный анализ динамики уровня смерти в России и Беларуси. //Медицинские новости, №4, 2005. http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=892

[27] Там же.

[28] Там же.

[29] http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_21962_aId_362860.html

[30] Газета «Московский Комсомолец» № 25345 от 7 мая 2010 г. http://www.mk.ru/social/article/2010/05/06/483636-perestroyka-perestroyka-tyi-za-vodkoyu-postoyka-foto.html

[31] Там же.

[32] http://www.rg-rb.de/2008/15/sssr.shtml

[33] Там же.

[34] До 30% всех виноградников. Для сравнения: в годы ВОВ было уничтожено на 8% меньше. Там же.

[35] По некоторым данным нелегальные доходы достигли 35 млрд. рублей. http://society.polbu.ru/valiullin_history/ch39_i.html

[36] http://alcohole.ru/pubs/events/6461/

[37] Альбом «Колхозный панк», композиция № 6, Воронеж, июнь 1989.

[38] Там же, композиция № 5.

[39] Альбом «Ядрена вошь», композиция № 5, Воронеж, Black Box, май 1990.

[40] Там же, композиция №8, Воронеж, Black Box, май 1990.

[41] http://www.narcom.ru/ideas/socio/27.html

[42] http://germanych.livejournal.com/129090.html?thread=5610562

[43] « ...Последние годы от афганского героина ежегодно в РФ умирают минимум 30 тысяч молодых людей. То есть каждый год в 2 раза больше, чем за всю афганскую войну...», http://www.argumenti.ru/politics/2009/02/39722/.

[44] См. Альбом «Ядрена вошь», композиция № 4, Воронеж, Black Box, май 1990.

[45] http://www.aids.ru/aids/societ02.shtml

[46] Альбом «Колхозный панка», Я-мразь, композиция № 3, Воронеж, июнь 1989.

[47] Альбом «Плуги-вуги», композиция № 3, Воронеж, июнь 1989.

[48] Альбом «Ядрена вошь», Ядрена вошь, композиция №5, Воронеж, Black Box, май 1990.

[49] Альбом «Ночь перед рождеством», Презерватив-2, композиция №8, М., МИР, январь 1991.

[50] http://20th.su/2009/08/15/strana-pod-nazvaniem-deficit/

[51] Газета «Московский комсомолец», июль 2000. Цит. по Тихомиров В. Хой! Эпитафия рок-раздолбаю. М.,ООО АНТАО, 2001, с.124.

[52] Альбом «Ночь перед рождеством», Презерватив-2, композиция №8, М., МИР, январь 1991; Альбом «Плуги-вуги», Видак, композиция № 2, Воронеж, июнь 1989; Альбом «Ночь перед рождеством», Ява, композиция №2, М., МИР, январь 1991.

[53] http://ulkinsergey.livejournal.com/6597.html , http://www.savok.name/502-vinil.html, http://www.jawnoe.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=31

[54] Альбом «Плуги-вуги», Плуги-вуги, композиция № 4, Воронеж, июнь 1989 и Альбом «Колхозный панка», Колхозный панк, композиция № 14, Воронеж, июнь 1989.

[55] Наиболее широкий резонанс мнений двух противоборствующих сторон наступил после публикации Андреевой Н.А. «Не могу поступиться принципами» в газете «Советская Россия» 13 марта 1988 года.

[56] Альбом «Колхозный панка», Патриот, композиция № 12, Воронеж, июнь 1989.

[57] Альбом «Плуги-вуги», Дураки, композиция № 10, Воронеж, июнь 1989.

[58] Альбом «Зловещие мертвецы». «Ой ты, травушка зеленая», композиция № 1, Воронеж, май 1990.

[59] По всей стране стали восстанавливаться храмы, началось повальное увлечение прошлым, включая не только чтение книг исторического содержания, но, и, по словам архивистов, массовое посещение архивов. О вере в народного заступника в эпоху распада СССР см. http://works.tarefer.ru/32/100413/index.html

[60] Альбом «Ночь перед рождеством», Ночь перед рождеством, композиция №14, М., МИР, январь 1991

[61] Там же, Илья Муромец, композиция №12.

[62] 25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР и подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину. 26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР приняла декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР.

[63] http://archive.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type63372type63374type82634_87049.shtml

[64] http://www.youtube.com/watch?v=ffKRZIoGhks

Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских Скачать книгу
"Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских" , ноябрь 2015,
в формате PDF, размер 3.3 Мб>>>
Существует заблуждение, что Ю.Хой основал некий стиль "колхозный панк" - это бред:

«Да просто прицепились с этим названием, просто сделал песню, да и всё. Ну есть песня «Сифон». В смысле, «сифон-рок», что ли, можно назвать?!»(28.05.1997,г.Минск,«Карамболь»,БТ)

Фанатская символика "Сектор газа": кружки, кепки, футболки >>>

Ваш комментарий: 
 
Почта: 
Введите цифры на картинке(внизу):
Защита от спаммеров
  
Unable to connect to database