Книга "Сектор газа" глазами близких

ХОЙ! Вышла новая книга воспоминаний о лидере "Сектора газа"

На обложке последнего альбома "Сектора газа" "Восставший из ада", растиражированного уже после смерти лидера проекта Юрия Клинских a.k.a. Хой, от фэн-клуба "Газовая атака" был напечатан некролог, который заканчивался патетическим обещанием: "Мы еще сложим песни и напишем книги о композиторе и певце Российском, о человеке, образ которого достоин подражания и восхищения". Книга ""Сектор газа" глазами близких" - как раз то самое, что было обещано. Гноевой Р. Сектор Газа глазами близких.

Иллюстрированная история жизни и творчества Юрия - Хоя - Клинских и группы "СЕКТОР ГАЗА". - М.: ООО АНТАО, 2004. - 384 стр. + 32 стр. ч.б. вкладка + 8 стр. цветная вкладка. Автор-составитель - донецкий меломан Роман Гноевой , сотрудник Gala Records, один из администраторов сайта Международного фэн-клуба "Сектора газа" . ""Сектор газа" глазами близких" - первая книга о "Секторе газа", написанная фанатом, но не первая вообще. В 2001 году то же издательство выпустило книгу "Хой! Эпитафия рок-раздолбаю.

Иллюстрированная история жизни и творчества Юрия Хоя - Клинских и группы "Сектор газа"", составленную воронежским журналистом Владимиром Тихомировым из интервью, публикаций (в том числе, в малотиражных региональных изданиях), и устных свидетельств. В ней впервые опубликованы неоконченная Хоем сказка в стихах про Емелю ("Хорошо в деревне летом...", с. 226 - 228), фотографии из семейного архива Клинских, а также интервью В.Тихомирова с участниками группы и родителями Хоя.

На данный момент книга практически полностью выложена в Интернете . Новая книга по композиции и принципам организации материалов отчасти повторяет первую. Роман Гноевой пишет в анонсе, вывешенном на сайте Sector Gaza Fan Club (SGFC) International , что преследовал две цели: во-первых, сохранить "память о Юре"; во-вторых, "дать вам узнать хоть немного того, что узнал о Юре я при общении с людьми, близкими к нему". В книге воспроизведены фотографии из семейного архива Николая Митрофановича Клинских (отца Хоя), из личных архивов Михаила Пчелкина (одного из основателей фэн-клуба "Газовая Атака"), Макса Коршунова, Романа Гноевого, Романа Бехи, Валерия Лотца, Алексея Ушакова (клавишника "Сектора газа" до 1995 г.), Руслана Диброва (администратора СГФК, дизайнер сайта клуба и рецензируемого издания) и компании SBA GalaRecords. Особый раздел составляют "Тексты всех альбомов "Сектора газа" под редакцией Р.Гноевого" (с. 194 - 375). Книга состоит из 15 частей. Самое интересное в этой книге, как и в книге В. Тихомирова, - воспоминания отца Хоя, Николая Митрофановича Клинских (части 3 и 6). Здесь они тоже воспроизводятся в форме монологов, с сохранением особенностей речевой манеры. Николай Митрофанович рассказывает о детстве сына, его пристрастиях, привычках, друзьях, увлечении музыкой и о своем отношении к его песням.

Как выясняется, отец Хоя, который "всю свою жизнь писал стихи" и даже "пытался публиковаться" (информация воронежской газеты "моЁ!"; републикация - с. 119 - 120) время от времени вмешивался в творческий процесс и советовал лидеру "Сектора газа", как лучше писать песни: Помню еще по песне "Пасха" мы с ним спорили. Я у него был душеприказчиком. Знаешь такое слово старинное? Прислушиваться он ко мне всегда старался, да вот не всегда это вовремя было.

По песне "Пасха" я долго его ругал за строчки "слушай, дед, ну как ты там с мыслью поживаешь?" Я ему сразу сказал: - Юра, ну кто же так говорит? Разве на кладбище поживают? Ну, спел бы "обитаешь" или еще что, но не "поживаешь" ни в коем случае! Он потом сам несколько раз внимательно послушал, и говорит: - Да, прав ты, конечно, надо было тебе ее раньше показать. Н.М. обладает способностью не только запоминать интересные детали, но еще и преподносить их с особым шармом (точнее сказать, - просто и бесхитростно). Кроме того, его воспоминания по преимуществу - о творчестве Хоя, а не только о его попойках и наркомании: Я один случай хорошо запомнил. Приезжает Юра и говорит: - Вот слушай, какая песня получилась, должна тебе понравиться, и замечаний, я уверен, не будет! И включает он песню "30 лет". Боже ты мой!

Я, конечно, слушал с открытым ртом от начала и до конца, тут так все было красиво написано, что ни изменить, ни добавить уже больше ничего нельзя было. Вот это песня! Особенно мне нравится, где он поет: "Я имею право сегодня пить, я имею право сегодня жить, я имею право про все забыть", а потом - "да чего там говорить!" Вот красиво, прямо в точку тут попал он этой песней Воспоминания воспроизведены в том виде, в каком были услышаны; форма интервью их испортила бы, а так они обладают, если угодно, самостоятельной ценностью, и могут быть интересны даже тем, кому не интересны "жизнь и творчество" самого Хоя. Воспоминания Алексея Брянцева (D.J. Крот), который работал с Хоем над альбомом ремиксов "EXTAZY", опубликованы в 11 части книги, "Воспоминания старшего брата" - в 4 части. Часть 5 ("Путешествие в Сектор Газа") - малоизвестное интервью Хоя. Цитата из него: - Дочь поет песни Сектора? - Старшая? Да она их ненавидит. О фанере: ...вот недавно был юбилей "Европы Плюс", и я там отказался выступать, потому что предупредили, что будет под фанеру там все. И я потом пожалел, там большинство групп выступало-таки "в живую". - А сколько народа было, а! И "Европа Плюс"! - Да вообще, труба, хорош тебе капать, я и так расстроен! Некоторый интерес представляет часть 7 ("Гастрольный график") - история концертов группы 1991 - 2000 гг., составленная Алексеем Ушаковым и Алексеем Кабановым. Части 1, 8, 9 и 14 - фэнфик в разных формах. Попытки фанатов доступным им способом почтить память Хоя явно не рассчитаны на критику. Из шедевров: "Я на Децела не гну - мне он просто по херу" (с. 180); "Бабки ЮРОЧКУ ругали, матом ЮРУ посылали, Но не сломят мужика те матерные слова" (с. 185). "Юра Хой для нас великий! Не скрывается под ником, Юра Клинских - Хой - звучит! Весь народ "ура" кричит" (с. 189). "И пусть друзья, придурки, Не любят, бля, его, Зато я буду помнить, Какой он был герой" (с. 189). "Он всю жизнь свою бухал, На политиков насрал, Сто пудов траву курил, И крутой музон мочил" (с. 187). "Хой - это круто!!! Хой - это класс!!! Мы любим Хоя!!! А Хой любит нас!!!" (с. 187). Часть 12 - самую объемную - составляют интервью, рецензии на альбомы, воспоминания очевидцев, выбранные в основном из Интернета. Тотальная неоригинальность журналистов, из интервью в интервью спрашивавших у Хоя, кто ему пишет песни, почему группа называется "Сектор газа" и почему у них так много мата, компенсируется попытками Хоя разнообразить свои ответы. Например, в Туапсе ему явно надоело объяснять, что "Сектор газа" - местное название загазованного района Воронежа: - Юра, прежде всего: откуда появилось название группы - "Сектор газа"? - "Сектор газа" на молодежном жаргоне обозначает определенную эрогенную зону. Ну, ту что чуть пониже спины. - Понятно. Тогда расскажи об истории вашей команды. (с. 110) Еще один вопрос, которым журналисты стабильно и методично доводили "Сектор газа" до белого каления, - ненормативная лексика.

Из разговора с кемеровской журналисткой: - Юрий, вы такой крутой матерщинник, судя по песенным текстам, а как вы относитесь к прозе, скажем, Лимонова, Ерофеева? - А я вообще не люблю прозу и поэзию. (с. 115). Филиппу Киркорову в 1998 году задали вопрос про "Сектор газа". Киркоров сперва уточнил - это тот, что матом ругается? - а потом категорично запротестовал: ""И он что, сказал, что у него деньги требуют? Это кокетство самое настоящее. Юру Хоя я бы вообще на телеэкран не выпустил, ни за какие шиши. Его работа никакого отношения к искусству не имеет. Это хулиганство самое натуральное. А у меня такой проблемы нет. Я никому денег не плачу. Потому что пою нормальные песни, у меня много поклонников и меня многие любят.". (Сейчас эта реплика звучит особенно драматично: все пользователи Интернета уже скачали себе видео с Киркоровым, матерящимся на пресс-конференции , а ростовская журналистка, которую он обматерил, собирается подавать в суд ).

После этого Юра Хой пинал Киркорова в каждом втором интервью: ".мы про них [цветочки и облака] не пели и петь не собираемся. Для этого и без нас певцов хватает таких, Киркоровы там, пусть они поют, каждому свое" (с. 99). ".у Киркорова свои прибамбасы: он и стоит дороже, и, вообще, он искусственно раскрученная звезда, а у меня другой план - мы народная группа, так как по раскупаемости мы убираем Киркорова в десять, даже в сто раз, а по эфиру, по славе - он нас. Ну, как делаются супер-звезды, это понятно." (с. 154). "В лицо меня даже не все фэны знают, поэтому могу свободно жить своей жизнью. В сентябре прошлого года, например, летели из Турции в одном самолете с Киркоровым. Его облепили поклонники, а я спокойно весь полет слушал плейер" (с. 162) ".я так [моральными уродами] называю наших эстрадных звезд. Нашу попсу просто не выношу Я бы большинство так называемых поп-звезд просто придушил! Тот же Киркоров.

Нет, нормально, да, перепел Таркана - и зашибись" (с. 139). Из высказываний, не попавших в книгу: "Лучше быть честным хулиганом, чем делать фальшь, как Киркоров. Он ведь сам ни одной песни не написал. Я же пишу песни сам. И честно говорю о том, что меня волнует и что я думаю". "Сдирают, практически, слушая нашу эстраду, все, поголовно. Взять хотя бы яркий пример Филипп Киркоров, то есть он Таркана полностью содрал всего". "Я к этому вообще не стремлюсь - чтоб меня узнавали. Вот Киркоров - он не может пройтись по улице. У него мечта прокатиться в метро. У нас нет таких проблем. Вышел - и гуляй". Из материалов, вошедших в этот раздел, обращают на себя внимание глава 30 - статья Сергея Жарикова о трэше в отечественной музыке и глава 36 - "Сергей Тупикин: "Я "Газ" не слушаю: вредно для здоровья" - препринтная публикация отрывка из книги воронежского музыканта Алексея Елецких, выложенного в Интернете.

Наконец, 10 часть книги ("Из воспоминаний гитариста первого состава Игоря Кущева") нуждается в пояснениях. В 1990-е годы (между выходом альбомов "Ночь перед Рождеством" и "Гуляй, мужик!") экс-гитарист "Сектора газа" Игорь Кущев собрал группу "Школа", которая тогда же выпустила альбом под названием "Школьный рок", сориентированный на тинэйджеров и продававшийся в звукозаписях под брэндом "Сектор газа. Шестой альбом". Альбом предваряло интервью Кущева, стилизованное под импровизированный разговор в студии с журналисткой, которой с трудом получалось складывать слова в предложения: - Здравствуйте. Простите, Вы - Игорь Кущев? - Да, это я. А в чем дело? - Игорь... Говорят, Вы - гитарист "Сектора газа" и что Вы... ушли уже... из этой группы. Это правда? - Да, первого состава группы "Сектор газа" больше нет. - Почему это произошло? - Мне не хотелось бы сейчас затрагивать эту тему.

- Да не обидятся на меня фэны "Сектора газа", я не в восторге от этой группы... И все-таки для фэнов "Сектора газа": почему Вы... ушли из группы "Сектор газа"... ответьте, пожалуйста. - Ну, я думаю, на все воля Божья. - Интересный ответ [...] чем Вы сейчас занимаетесь?.. Здесь беседа сворачивала к предмету, ради которого была заведена и заканчивалась сослагательным ("если у Вас есть желание"), но de facto безальтернативным предложением послушать альбом "Школьный рок". За проекты Кущева, кстати, в марте 1990 года Хою пришлось оправдываться перед газетой "Молодой Коммунар": - [В] последнее время возросло число вопросов, касающихся вашего последнего альбома "Крутой пионер". - Пользуясь случаем, мы обращаемся ко всем почитателям нашей группы. Этот альбом никакого отношения к "СГ" не имеет. Его записал Игорь Кущев, который ушел из нашей группы, но по не известным нам причинам альбом приписал "Сектору газа" (интервью "Юрий Клинских:

"Я пою жизнь" републиковано в книге - с. 142 - 143). В начале 1990-х годов появление "околосекторовской" команды просто заполняло информационную пустоту. Иначе выглядит оно сейчас: это первая и тогда бесперспективная попытка превратить словосочетание "Сектор газа" в коммерчески выгодный лейбл, удавшаяся только после смерти Хоя. Практически сразу после выхода "Восставшего из ада" появился проект "экс-Сектор газа", который вначале позиционировался как "мемориальный".

Несмотря на это, в многочисленных PR-ходах Кущева легендировалось "продолжение традиций" и "реставрация" классического "Сектора": уход от колхозной тематики, по мнению Кущева, испортил антураж, восстановление коего объявлялось задачей "эксов". Мотто "наша цель - чтобы имя "Сектора" было на слуху" имело явный коммерческий подтекст.

При этом Кущев постарался представить себя и своего друга, бас-гитариста Семена Тетиевского, в качестве едва ли не главных генераторов творческих импульсов раннего "Сектора газа": они на каждом шагу выступали авторами ценных замыслов, которые Хой потом подхватывал и реализовывал ( "Моя судьба в группе "Сектор газа"" ). Эти мемуары занимают 10 часть книги.

В поток неверифицируемой информации вливалась легенда о том, что Хой перед смертью якобы санкционировал проект, клонирующий "СГ", и даже собирался в нем участвовать ( Последний разговор с Юрой ). В книгу она не вошла; конфликт остался сглаженным. Напомню, что родственники Клинских собирались обратиться в суд с иском на незаконное использование словосочетания "Сектор газа", однако их намерение закончилось ничем. В результате эксплуатацией раскрученных брэндов и эпигонским тиражированием готового набора "секторовских" тем занялись еще несколько команд: "Сектор Газовой Атаки", "Колхозный Панк" и т.д. P.S.

Сейчас экс-гитариста "СГ" тянет на гешефты: он может зарифмовать комплимент как политикам федерального масштаба (песня про Жириновского с рефреном "Владимир Вольфович, отец, Без тебя стране - хана..."), так и московским чиновникам районного уровня (песня с рефреном "Рок, рок, рок давай, Глава управы Водянов Николай. За это надо выпить, наливай"). Фанаты "СГ" поделились на два лагеря: 1) фэны "СГ" 2) "фэны СГ и экс-СГ". Наблюдать за их бодаловом в Интернете иногда бывает забавно.

27 июля 2004 года
www.federalpost.ru

© 2006 «www.sektorgaza.net». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «www.sektorgaza.net» обязательна.

[mp3 гр.СЕКТОР ГАЗА]