14 лет!
|
|
|
|
|
Все началось с того, что году в 1985-м я чисто случайно попал на концерт Ленинградского рок-клуба. Ну, не совсем случайно, я тогда рок-музыкой сильно увлекался, приехал в Ленинград и случайно попал на концерт.
Выступали "Аквариум" и "Россияне", была такая группа. Ну, на концерте
я с ребятами познакомился, они-то мне и сказали, что у них, в Ленинграде,
есть рок-клуб, куда можно всегда приходить, тусоваться, выступать, если
хочешь... И вот я тоже решил открыть в Воронеже рок-клуб - во Дворце им.
Кирова. К тому же там у меня директор - молоденькая женщина- была знакомой.
Правда, сначала мы хотели сделать дискотеку, а под маркой
дискотеки делать концерты, но этого не вышло. Но по городу слух уже
прошел, музыканты к нам стали уже подтягиваться, нас уже, короче, знали.
А тогда в городе было всего три нормальных группы - "Старый город"
(он потом еще "Крюгером" назывался). "Фаэтон", где Андрей Дельцов в свое
время играл, и "Е2 - Е4". И вот, мы собрались и решили сделать первый воронежский
рок-фестиваль. Я говорю директору ДК - давай сделаем рок-фестиваль. А она
побаивается, по тем временам за рок-концерт с работы могли запросто выгнать.
да в трудовой книжке черт знает что написать - никуда потом не устроишься...
Нужно прикрытие. А у меня был товарищ хороший - второй секретарь Левобережного
райкома партии. Я к нему обратился, он нас и поддержал. Сказал: "Ты, Саш,
не бойся. Лишь бы твои рокеры не хулиганили, а я милицию предупрежу, чтобы
вас не разгоняли".
Ну, и директор концерт разрешила... А как же без гостей фестиваль делать?
Денег-то нет... И мы решили пригласить никому (по тем временам) неизвестную
группу "Коррозия металла", она во втором отделении выступала. Ну, а Юрка
Клинских, который в рок-клуб часто приходил, нам помогал. Ну. он еще тогда
в милиции работал и я его попросил: Юр, ты на концерт в форме приходи -
для острастки. Вообще, его милицейская форма нас часто выручала. Например,
приезжают артисты, нужно их встречать.
А где автобус взять? Ну, Юрка в форме выйдет, автобус какой-нибудь
остановит и договориться за полтинник смотаться на вокзал и обратно.
А так мы с ним случайно познакомились. Он стоял на посту у гастронома.
А у меня там одноклассник работал грузчиком. А ведь раньше-то в одни руки
только по две бутылки пива давали. А я приду - он мне целый ящик вынесет.
Вот, я один раз пришел, а на входе Юрка на посту стоит. Ну, мой одноклассник
ему и говорит - пропусти, мол, это мой знакомый Юрка пропустил, а потом
мы с ним разговорились. Он спрашивает: "Записи
какие-нибудь есть?" А у меня в то время была большая коллекция - где-то
250 - 300 бобин с записями нашей русской рок - музыки, начиная от "Машины
Времени" и кончая самыми последними... Ну, что в Москве или Питере выходило,
то у меня через три дня было. Мне знакомые поездами передавали, и каждую
субботу у меня было по 3-4 новых бобины. Ну, короче мы с Юркой стали записями
обмениваться, а потом подружились...
Вот, а как прошел первый рок-фестиваль, решили второй делать. А в промежутке пригласили с концертами "Кино", "Ва-Банк", "Крематорий"... Помню, когда я пошел в типографию делать афиши "Крематория", мне директор говорит: "Ну, ты же понимаешь, что мы не можем такое название напечатать!" Пришлось написать: выступает группа "Крем..." Ну, публика уже все знала и валом шла. Единственное, что тогда никого из музыкантов не пускали в гостиницу - администраторы, как посмотрят на джинсы и длинные волосы, наотрез отказывались прописывать. Даже Юркина форма не помогала... Так что. все жили на съемной хате на Героев Стратосферы.
И "Сектор Газа", кстати, собрался в клубе накануне второго рок-фестиваля... Это чисто рок-клубная команда, они все друг друга в рок-клубе нашли. А название "Сектор Газа", кстати, я придумал. Дело как было: стоим с друзьями на трамвайной остановке, а я и говорю: "Ну, и вонища! Как в Секторе газа..." У нас же тут на Левом берегу предприятия химические, дышать невозможно... Ну, все заржали. А я говорю - о. хорошее название. А у меня товарищ был, он играл в какой-то группе при ДК им. Кирова. Вот он и говорил: приду с армии, так группу назову. Но я название Юрке отдал, хоть он вообще сначала называться никак не хотел. Они и выступать-то стеснялись - играли так, что даже по воронежским меркам ни в какие ворота не шло...
А ведь я сначала даже и не знал, что Юрка поет. Пришли мы как-то с Юркой
к нему домой - мне нужно было свои записи забрать. Ну, сели, выпили, он
поставил какие-то кассеты послушать. А он еще выпил и говорит: "Давай,
я сыграю. Я тут Цоя подобрал - "Восьмиклассницу" и "Когда-то ты был битником"...
Ну, он сыграл, неплохо причем. А потом как свои песни сыграл - штук 20
сыпанул, одну за другой. Ну. я и говорю - вам надо с Крюком собраться,
он хороший был малый, у нас в клубе на общественных началах работал. Ну,
Крюк на ударных будет, кого-нибудь еще на гитару позвать. Вот, «Колхозный
панк", "Утопленника" и "Побег" сыграйте на фестивале, а там видно будет...
Вот, собрались они. порепетировали, я еле уговорил их сыграть на отборочном
туре фестиваля. Но они тут же всем понравились. Мы отобрали 4 песни. Сыграли
на фестивале, нам Приз зрительских симпатий дали. Потом я Юрке говорю -
набирай песен на альбом, мы у Дельцова в студии ДК им. 50-летия Октября
- "Полтиннике" - запишемся. А Дельцов в то время уже в "Фаэтоне" не играл,
стал звукооператором, талантливый малый. Ну. договорились, все записали.
Нормально. А я как раз от авиазавода поехал в командировку в Москву. И
взял с собой десяток кассет с записью "Сектора". А в Москве был клуб им.
Курчатова, где директором работал Саша Скляр, вокалист "Ва-Банка". Вот,
я ему кассеты и отдал - послушай, может и пройдет по тусовкам. И в этом
же 1989 году меня и Крюка вызывают в горком комсомола. Приходим, а нам
говорят, что пришла телеграмма: "Сектор Газа" просят выступить на фестивале
в Череповце, посвященном годовщине смерти Александра Башлачева. Дали две
недели на размышления. А я в панике. Кто поедет-то? Играть ведь толком
никто не может. Ну, стали всем музыкантам звонить. Ну, Семен Тетиевский,
ладно, на бас-гитаре сыграет. На гитару взяли Тупикина, хоть он на бас-гитаре
играл. Я ему говорю: "Сереж, выручай! Поедем, отдохнем, едем ведь за чужой
счет - все комсомол оплачивал..." Потом Дельцова уговорили, хоть он сначала
и отнекивался... Сели в плацкарт, приехали в Москву, нас там встретили...
Привели на квартиру, а там уж человек двадцать сидят. Ну, короче, началась
пьянка-гулянка, не помню как и до Череповца доехали. Ну, что - индустриальный
такой город, металлургический, химический, грязный - грязь всех цветов
радуги... Выступали мы в ДК машиностроителей, нормальный зал, получше чем
у нас, в Воронеже. В гостиницу поселили. Ну, там сразу началось общение
между музыкантами, обмен кассетами - тогда все с собой свои кассеты возили
для обмена. Вот. Потом мы на второй день фестиваля выступили - после "новой
волны" с панк-роком и перед группами хард-н-хэви. Все нас встретили нормально,
приз какой-то дали, у нас даже первые поклонники появились. Выходим на
улицу, у нас автографы просят.
Ну, что - вернулись домой, а потом уже пошли концерты. Как раз тогда
и Кущев в группу пришел. Они на инструменты хорошие деньги собирать стали.
Всей группой устроились работать грузчиками на завод "Видеофон", в то время
там неплохо платили. Потом грузчиками на рынке каком-то работали... Юра
себе и гитару купил, у Майка Науменко педаль для гитары приобрел... А я
все время, когда концерты устраивал, "Сектор" пихал на "разогрев". Договорились
с Кинчевым выступить. "Алису" сюда не пустили, поэтому в Воронеж только
Кинчев с бас-гитаристом приехал, квартирный концерт дали. Мы и Кинчеву
кассет с собой дали, что б он в Питер отвез. Выступали и со "Звуками My",
Пете Мамонову они очень понравились. И вот, в 1991 году пришло приглашение
работать в Москву. Ну, я не смог поехать по семейным обстоятельствам -
у меня двое детей. Две девочки Таня и Оля. Ну, вот и вся история.
Крюк потом умер от саркомы легкого. Он позвонил мне и сказал: "Представляешь,
был у врача и они сказали, что я через 3-4 месяца умру... Я его стал утешать,
говорить, что все ерунда... А он точно через 3 месяца умер. Вот такая судьба...
Потом и рок-клуб закрылся. Сначала мы нормально работали, а потом некоторые
люди поняли, что на нас можно нормально заработать. Ну, вот, например,
выступление "Крематория" за три дня принесло нам 12 тысяч рублей. Огромные
деньги, по тому времени. Да и выступления "Сектора" приносили нормальные
деньги. В общем, деньги водились, у нас и счет был свой в банке. Но мы
же не на себя деньги тратили. Аппаратуру покупали, проезд артистов оплачивали,
за кассеты платили, за аренду зала... Вон, барабан "Премьер" с двумя бочками
стоил 3.5 тысячи рублей. Динамики купили 200-ваттные в Ленинграде. А потом
начали случайные люди попадать в руководство. Меня следить за всем не хватало.
Дельцов в свою студию ушел. Клинских в Москве играл... Ну, они и начали
договоры устраивать с сомнительными группами, а я плюнул на все и ушел.
А клуб в конце концов разорился и закрылся.
Последний раз мы с Юркой нормально посидели году, наверное в 1995 -
1996, не помню уж точно. Тогда я его немного покритиковал за то, что альбомы
штампует, как "Ласковый май". А музыка-то однотипная говорю: "Юр, твои
первые два альбома перекроют все остальные твои московские записи..." Ну,
он помрачнел, долго мы с ним сидели, пили... Вот, недавно, снова позвонил
и пообещал приехать в гости. А свиделись мы с ним в "Луче" на его панихиде...
Вот и все.