«Cитуация превращения
подгулявших селян в вурдалаков служит
лишь зловещей метафорой их
скотского состояния»

«Готы-патриоты»

При своем кричащем патриотизме «Король и Шут» так и остались красочной средневековой книгой, которую можно закрыть на любой странице

В русском роке готическая культура фатально не приживается. Оно и закономерно. Во-первых, присущий ей прокатолический дух, как ни крути, чужд российскому менталитету. Во-вторых, наша рок-культура всегда отличалась особым пафосом, настойчивыми попытками мессианства. А слабосильный декаданс и кукольный демонизм, лежащие в основе готики, неспособны подпитывать отечественных музыкантов слишком долго. Западный готизм в нашем «Нечерноземье» может быть волшебно красивым, но при этом он — ледяной и статичный. В нём отсутствует потенциал к развитию. Всё, что он может с течением времени – это либо таять, либо мутировать в принципиально иные формы.

Несмотря на это, наиболее изобретательным группам удалось посадить хлипкие «цветы зла» на российской почве. Одним из первопроходцев стал покойный ныне Юрий Хой из воронежского «Сектора Газа», который играл панк-рок, жадно поглощая романы Стивена Кинга и собирая коллекцию «фильмов ужасов». Гибрид дешёвых загробных страшилок и «потаённого» дворового фольклора дал оригинальные результаты. Сначала Хой писал о вампирах и утопленниках, не чуждых любым проявлениям «сельского кайфа» – от болезненной тяги к крепкому словцу до поминального алкоголизма и безутешного блуда. Однако в последнем альбоме «Сектора» «Восставший из ада» всё заметно усложнилось. Например, в «Свадьбе» ситуация превращения подгулявших селян в вурдалаков служит лишь зловещей метафорой их скотского состояния. А деяния спецназа из песни с показательным названием «Истребители вампиров» недвусмысленно напоминали подробности контртеррористических операций российских солдат в Чечне.

Материализовавшуюся деревенскую метафизику «Сектора» увела в непроходимые дебри подсознания екатеринбургская «Агата Кристи». Психическая реальность большинства их песен делала прозрачными границы между сном и явью, действительностью и бредом, прямым и переносным значением фраз, счастливым хохотом и предсмертным хрипом. «Вчера хоронили тёщу – порвали два баяна», — такой ёмкой поговоркой охарактеризовал лидер «Агаты» Глеб Самойлов свои творческие установки. Классическим примером запредельного готического странствия можно считать песню «Снайпер», которую с одинаковым успехом можно воспринимать и как героическое повествование о взятии Берлина советскими войсками, и как плод разнузданных эротических фантазий некоего современного безумца. К слову, в песнях «Агаты» широко используется образность и риторика Третьего Рейха. Но опять же – не столько в качестве потакания вкусам записных готов, сколько как ироническая отсылка к анекдотам о Штирлице.

Наконец, третьим значительным представителем русской готической культуры является «Король и Шут» (Санкт-Петербург), сделавший себе имя на внедрении фольклорных детских страшилок в плоть до приторного поп-панка, суховатого хард-рока и лютующего хард-кора.

В последнее время участники группы «Король и Шут» стали протестовать против засилья на российском ТВ негритянской рэп-культуры, а на их концертах всё чаще раздаются лозунги «Россия, вперёд!». На вопрос, является это заигрыванием с футбольными фанатами или искренним выражением имперских взглядов, вокалист «КиШ» Князь отвечает: «Никакого заигрывания нет, для подобных высказываний всегда важна серьёзная подоплёка. Поэтому я это высказывание не произношу – его произносит Горшок (второй вокалист «Короля и Шута» -Д.С.). Могу предположить, что таким образом он желает поднять тонус нашего российского духа. Вот в этом действительно можно усмотреть реальную патриотическую подоплёку. Горшок, по-моему, даже в Америке кричал «Россия, вперёд!» Он был на этом настолько зациклен, что этот лозунг звучал у нас и на Украине, и в Белоруссии. Самое интересное, везде призыв подхватывался».

С дерзкого «опричного» призыва начинается последний альбом «Короля и Шута» «Бунт на Корабле»:

Бери топор, руби хардкор!!!
Гони чертей!
Как известно, на Руси
Лучше Ваньку не беси,
А то схватит он топор
И пойдёт рубить хардкор.

Эй, братья, нам ли горевать?
Ноги в руки брать – и вражину гнать!
Эй, братья, кто там прёт опять?
Разгоним злую рать и – оле – гулять!

Как видим, участники «Короля и Шута» сразу занимают оборонительную позицию по отношению к врагам России. В отличие от гопника-вурдалака из «Исповеди Вампира», герои «Хардкора по-русски» не навязываются со своим задиристым «стоять – дрожать – бояться», но и не дают себя обидеть. Любопытно также, как чётко расставлены в этой песне приоритеты между политической борьбой и экстремальным досугом современного городского радикала. Если в ряде песен российских правых скинхедов предлагается «гонять врагов» в свободное от футбола время (пример — «Футбольный фанат» «Коррозии Металла»), то «КиШ» в «Бунте на корабле» сначала призывают одолеть захватчиков и только потом кричать: «Оле-оле – мы болеем, отдыхаем и бухаем на футболе» — «Ленинград». Заглавие альбома «КиШ», естественно, тоже не случайно. Начиная с перестроечных времён, образ-символ корабля становится весьма частотным в русском роке. Сначала диссидентствующие музыканты свысока называли «кораблём дураков» разваливающийся СССР (группы «Рондо», «Алиса» и «Мастер»). После расстрела Белого Дома у «Наутилуса Помпилиуса» появилась горестная ассоциация России с тонущим «Титаником». В 2000-м своё оцепенение перед наступающим капиталистическим безвременьем выразила в песне «И корабль плывёт» группа БИ-2. В концертной версии этого хита музыканты нередко использовали тему старой песни «С чего начинается Родина». Конечно, в тогдашних условиях рокеры внятного ответа на заглавный вопрос дать не могли, а следовательно лишь понуро повторяли эту фразу много раз в течение всего проигрыша. «Король и Шут» же в «Бунте на Корабле» рисуют завуалированную, но исчерпывающую панораму ельцинского правления:

Времечко настало, жить хреново стало,Моряки твердили: «Дело — дрянь!»Шли мы не по плану, верили обману,И на корабле царила пьянь. В трюмах споры, каждый вечер ссоры,Если хочешь выжить – первым бей!Голодно и тошно, травят, как нарочно,Кормят, чем попало, как свиней! Капитан в уюте прячется в каюте,Мочится, наверное, тоже в ней,К людям не выходит, за нос только водит,А его приказы все глупей.

Не выдержав бесконечных лишений, моряки сплотились – и ворвались в каюту к капитану, чтобы его низвергнуть, но узрели лишь знакомое нам всем по теленовостям 1997-1999 гг. беспомощное тело. В самом конце песни солисты обнадёживающе восклицают: Попугай всё-таки жив! Попугай жив!!! Почему же столь пристальное внимание уделяется попугаю? Не потому ли, что этот образ намекает на «коронованного» ельцинской «семьёй» Владимира Путина, на которого многие поначалу возлагали искренние, но бесплодные надежды. Или же эта нахохлившаяся птица воплощает царящую ныне в России постмодернистскую смеховую культуру, отвлекающую граждан от насущных политических проблем (пошлая передача «Аншлаг-аншлаг», сухопарый амбициозный Задорнов и т. п.). Хотя после загадочной гибели полтитика-юмориста Михаила Евдокимова как-то уже не очень и смешно… Тенденциозный морской цикл «Короля и Шута» венчает композиция «Северный флот». Истощённые герои песен выражают оголтелую уверенность в том, что их эскадра дойдёт до Великого Рима. Но тут им вдруг уже перестаёшь верить. Увы, «Королю и Шуту» так и не удаётся выдержать альбом в едином ключе!! Северный флот скомпрометировал себя низменными целями: оказывается, матросы отправились всего лишь в Рим с целью грабежа. Играющие в готов «короли и шуты» так и не смогли устоять перед очарованием порока. Вот почему самые запоминающиеся мелодии легли в основу сомнительных вещей о вампире и проклятых и убитых моряках, а композиция «Инквизитор», здраво критикующая католиков, выглядит откровенно недоработанной. В альбоме не выстроена этическая иерархия, отсутствует концептуальный стержень. «Король и Шут» так и остались красочной средневековой книгой, которую можно закрыть на любой странице. Или ломким городком в табакерке, которую автор открывает только тогда, когда желает покурить.

Денис Ступников, Москва
15 августа 2005 г.
ПРАВАЯ.RU
Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских Скачать книгу
"Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских" , ноябрь 2015,
в формате PDF, размер 3.3 Мб>>>
Существует заблуждение, что Ю.Хой основал некий стиль "колхозный панк" - это бред:

«А с чего вы взяли что мы до сих пор деревенские панки?! Это была просто одна песня, вот и всё. Мы никогда и не считали себя деревенскими панками. Мы просто пели про деревенского панка в одной из наших песен, вот и всё.» (27.04.1998, г.Новокузнецк)

Фанатская символика "Сектор газа": кружки, кепки, футболки >>>

Ваш комментарий: 
 
Почта: 
Введите цифры на картинке(внизу):
Защита от спаммеров
  
Unable to connect to database